«Нам есть чем гордиться и о чём рассказывать…»

  

У нас одна история с тобой,
Сибирская притомская земля.
Одной с тобой мы связаны судьбой,
Наш город, наш завод, наша страна…

 

60 лет назад - 31 мая 1957 года приказом № 170 министра оборонной промышленности СССР Дмитрия Федоровича Устинова Отдел главного конструктора завода был реорганизован в Особое конструкторское бюро завода.

История ОКБ - это история завода, которая началась в довоенные годы.

22 октября 1939 года Госкомитетом совнаркома СССР было принято постановление о строительстве машиностроительного завода – дублера завода «Баррикады» г. Сталинграда - на Юргинской земле на базе эвакуированных предприятий: Краматорского завода тяжелого машиностроения, Ленинградского машиностроительного завода «Большевик» и Сталинградского завода «Баррикады».

В сентябре 1941 года прибыл первый эшелон трудящихся, эвакуированных вместе с оборудованием.

Круглосуточно строились землянки и бараки для жилья на двух участках: первом и втором – названия за этими районами города закрепились и по сегодняшний день. Круглосуточно строились корпуса цехов.

Оборудование прибывало. С Ленинградского завода «Большевик» шестью эшелонами шли орудийные станки и всё необходимое для  ТЭЦ. С Краматорского завода тяжелого машиностроения – тяжелые орудийные станки. Последний эшелон с эвакуированным оборудованием, рабочими и специалистами пришел 27 декабря 1941 года.

12 января 1942 года, 75 лет назад, из числа эвакуированных специалистов приказом наркома Вооружения Дмитрия Федоровича Устинова был сформирован отдел главного конструктора (ОГК). Первым Главным конструктором был назначен Вихирев Алексей Алексеевич, бывший инженер Ленинградского завода.

В конце 1942 года ОГК в составе 18 человек переведен в барак по улице Ленинградской. За грубосколоченными столами, оборудованными блочными рейсшинами и треугольниками конструкторы работали по 16 часов в сутки без выходных.

Завод строился такими темпами, которые казалось, перекрывали все понятия о человеческих силах и возможностях. Но каждый хотел приблизить тот час, когда из ворот выйдет первая продукция. И уже 6 февраля 1943 года первые пушки после успешных испытаний отправлены на фронт. В этот знаменательный день завод введен в строй действующих предприятий.

Позднее в 1945 году ОГК и всё заводоуправление перевели в «белый дом» - так называли в народе цех 22 за побеленную стену. С тех пор и сохранилось за зданием заводоуправления название «белый дом».

Завод наращивал объём производства. Конструкторы работали над такими изделиями, как 122-миллиметровые пушки для самоходных установок, корпуса для ротных и полковых минометов, танковые пушки к танкам Т-34 и стволы к ним. Все изделия осваивались в рекордно короткие сроки.

Закончилась война. Завод продолжает работу на укрепление оборонной мощи страны. Конструкторы проектировали и разрабатывали чертежи минометных баллистических установок, башенных артиллерийских установок и других изделий. Шла работа по переводу производственных мощностей на «мирные рельсы». Распределительные валы, корпуса коробок передач и оси для тракторов, маслопрессы и жаровни для пищевой промышленности, стрелочные переводы, конические шестерни – это только начало перечня изделий, над которыми трудился коллектив ОГК в послевоенные годы.

В 50-х годах началось второе рождение завода. Нужна была интеллектуальная мощь, рост инженерной мысли и культуры. На заводе придавалось первостепенное значение собственным разработкам.

В 1957 году нашим конструкторам в составе Особого конструкторского бюро стали по силам более сложные задачи правительства: такие как спроектировать впервые в мире гладкоствольную 100-миллиметровую противотанковую пушку небывалой мощи. Задача была успешно выполнена. Уже в 1960 году полным ходом начался её серийный выпуск.

И так каждый год из шестидесяти  был ознаменован напряженным творческим трудом.

Это разработки:

- для ракетно-космитеской техники,

- пусковое оборудование для подводных лодок,

- пусковые установки для системы ПВО,

- венец совместного творения – 100-миллиметровая противотанковая пушка 2С15 с прибором ночного видения, с защитой от поражений радиационного и отравляющими веществами, по техническим параметрам была одной из лучших в мире.

- стреловые самоходные краны, годовой выпуск которых составлял более 1400 штук,

- маслопрессы и масложировые агрегаты для производства подсолнечного масла,

- посудомоечная машина для предприятий общественного питания,

- погрузчики-экскаваторы, производство которых 20 штук в смену было нормой жизни коллектива завода, а годовая программа – более 12000 штук,

- бункеры к посевным агрегатам и многое другое.

Освоение в производстве:

- «Это изделие значительно сложнее ракеты» - так сказал министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев, увидев собранную в 18-ом цехе автоматическую корабельную артиллерийскую установку А-218. Этот 130-мм спаренный артиллерийский пулемет весил около 90 тонн, от верхушки до основания (три барабана типа карусели по 60 снарядов каждый) имел высоту с четырехэтажный дом, состоял из 30-ти тысяч наименований деталей, а скорострельность позволяла буквально разрезать любой корабль, поставить заградительный огонь и сбить любую воздушную цель. Синхронноследящие приводы наведения, электрогидравлическая автоматика и подача снарядов из внутренних помещений корабля в стволы орудия, радиолокационная и оптическая система наведения, позволяли обнаружение противника, наведение и стрельбу вести автоматически. Эта артиллерийская установка не имела аналогов в мире. (Ссылка на фильм о ЗИФе). Три мощных конструкторских бюро численностью 110 человек работали над успешным созданием этого изделия.

- Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) на несколько порядков выше и сложнее космического корабля и любой космической станции. Внешне он похож на обычный товарный состав, состоящий из рефрижераторных и пассажирских  вагонов. Как ведет себя поезд при команде «Пуск»? Комплекс замрет, намертво ухватится за рельсы. Вздрогнув, уйдут в стороны крыши пусковых установок, и над вагонами встанут двенадцатиметровые башни с ракетами. (Ссылка на фильм о БЖРК). Так вот для этого поезда более 150-ти конструкторов ОКБ  занимались созданием железнодорожного ракетного стартового комплекса, предназначенного для запуска межконтинентальных баллистических ракет на дальность 11 тыс. км, - это как раз те основные вагоны-рефрижераторы 300 метров длиной, состоящие из трех пусковых модулей по три вагона и одного командного пункта. Комплекс, созданный конструкторами, по своим параметрам и техническим характеристикам не имеет себе равных и сегодня.

В последующие годы завод вышел на новый уровень производства продукции на основе разработок конструкторов ОКБ - стреловые самоходные краны на базе автомобилей «Урал» и «КАМАЗ», на собственном короткобазном шасси повышенной проходимости и маневренности, не имеющие серийных аналогов в России, на гусеничном шасси с высокой проходимостью и для специальных условий эксплуатации; а также широкий спектр горношахтного оборудования: крепи, комбайны, конвейеры, перегружатели, дробилки, гидромониторы, ковши для шагающих экскаваторов и многое другое.

За период существования ОКБ из отдела были выделены в самостоятельные подразделения: отдел технической документации (ОТД), отдел стандартизации (КТОС), отдел гарантийного надзора и монтажа (ОГНИМ), позднее преобразованный в отдел гарантийного обслуживания и сервиса (ОГОС) и отдел надежности и испытаний изделий (ОНИИ).

За добросовестный, творческий труд Особое конструкторское бюро было награждено Почетным Красным Знаменем и Почетным знаком в 1970 году, а в 1975 году отделу присвоено звание «Коллектив имени 30-летия Победы в Великой Отечественной войне».

Более ста работников ОКБ удостоены высоких областных, правительственных наград и почетных званий, тридцать конструкторов награждены памятной медалью «Создателю БЖРК».

Отдел ОКБ неоднократно был занесен в летописи города Юрги и Кузбасса.

На протяжении шестидесяти лет коллектив ОКБ, создавая новую передовую технику, закладывал основу для производственных успехов Юргинского машзавода под руководством Главных конструкторов-начальников ОКБ: Виктора Яковлевича  Афанасьева (1957-1964гг.), Леонида Васильевича Корнеева (1964-1973гг.), Германа Ивановича Лукьянченко (1973-1995гг.), Юрия Васильевича Ротова (1995-2004гг.), Александра Павловича Усольцева (2004-2009гг.), Сергея Ивановича Панина (2009-2016гг.).

С июня 2016г. в Особом конструкторском бюро всем творческим процессом управляет Главный конструктор-начальник ОКБ Вадим Григорьевич Каримов.

На сегодняшний день в  ОКБ семь конструкторских бюро работают над созданием новых образцов техники по двум направлениям: грузоподъемные машины и горношахтное оборудование.

Направление грузоподъемных машин с 1990г. по 2012г. возглавлял главный конструктор Николай Александрович Попиральчик. Под его руководством силами конструкторов создавалась современная грузоподъемная техника. В 2007-2008гг. были созданы и успешно прошли приемочные и сертификационные испытания два опытных образца автокранов тяжелого класса грузоподъёмностью 40 тонн с четырехсекционными стрелами. Краны имеют наибольший грузовой момент и грузовые характеристики в сравнении со всеми российскими и зарубежными аналогами кранов этой грузоподъемности. За  период 2008-2009гг., с целью снижения трудоемкости, стоимости изготовления, а также повышения качеств изделия, была проведена модернизация гидроприводов по всем автокранам, а также унификация крановых установок и приборов безопасности стреловых кранов на гусеничных шасси с автокранами. Значимым для ОКБ и для всего завода было успешное выполнение в 2010-2011гг. проектных работ по созданию мачтовых подъемников. Эти установки способны обеспечивать качественной связью в сложных и экстремальных погодных условиях. Изделия запатентованы, успешно прошли государственные испытания и приняты к серийному производству. В первой половине 2011г. были завершены конструкторские работы по созданию модернизированного варианта автокрана грузоподъемностью 25 тонн на полноприводном шасси УРАЛ-55571. Опытный образец крана успешно демонстрировался на выставке в г. Новокузнецке. Отличительной особенностью изделия относительно своих аналогов являются высокие грузовысотные характеристики, полученные за счет более длинной стрелы. Конструктивная оптимизация опорного контура дала возможность круговой работы крана с грузами. Удобная современная кабина создает комфортные условия для машиниста крана. Данная модель прошла все разрешительные процедуры, сертификацию и допущена в серийное производство. Одним из важных моментов в истории развития навесного оборудования на трактора стала модернизация грейферного погрузчика и расширение состава сменных рабочих органов. За счет внедрения новой системы управления операциями с помощью джойстика, изделие приобрело высокую плавность в работе. Созданный стреловой кран на шестикатковом гусеничном шасси обладает высокой проходимостью и энерговооруженностью.

В 2013г. по результатам опроса потребителей конструкторы ГПМ приступили к созданию короткобазного крана грузоподъемностью 30 тонн с четырехсекционной стрелой и в дальнейшем - 40 тонн с пятисекционной стрелой, дополнительно оборудованные опциями климат-контроля и кондиционера. По уникальным техническим качествам эти краны превосходят все зарубежные аналоги. Завершали эти проекты специалисты ОКБ под руководством главного конструктора ГПМ Бориса Александровича Соловьева.

В настоящее время направление грузоподъемных машин, состоящее из конструкторского бюро подъемно-транспортного и специального оборудования и  конструкторского бюро стреловых кранов, возглавляет главный конструктор Александр Владимирович Макаров.

Направление горношахтного оборудования с 2004г. возглавляет главный конструктор Владимир Григорьевич Предеин. Под его руководством конструкторское бюро очистных комплексов, крепей и гидравлического оборудования, а также конструкторское бюро транспортного и масложирового оборудования, создают современное шахтное оборудование - для добычи угля подземным способом, включающие добычные (очистные) и проходческие комплексы. Конструкторы этого направления разрабатывают целый спектр моделей: механизированные крепи, очистные и проходческие комбайны, транспортное оборудование, устройства дробления и погрузки отбитой горной массы. Каждое из этих сложных изделий оснащено электрогидрооборудованием. Был освоен выпуск проходческого комбайна КПЮ-50, разработаны очистные комплексы, состоящие из механизированных крепей типа МКЮ как для тонких пластов, так и для средних и мощных пластов, комбайнов, лавных конвейеров, перегружателей с наездной станцией и высокопроизводительных дробилок.

Полностью сформирован на ООО «Юргинский машзавод» очистной комплекс, для отработки тонких пластов мощностью 1,1-1,9м, предназначенный для автоматизированного проведения добычи высококалорийного угля. Данный комплекс укомплектован новыми образцами крепи, конвейера и перегружателя, разработанными специалистами ОКБ. Также разработаны механизированные очистные комплексы в полной комплектации для пластов различной мощности – от 0,7 до 6м, проходческие комплексы на базе комбайнов КПЮ-50, КПЮ-100, комплекс «Ковчег», напочвенная доставочная машина, очистной комбайн К750Ю для отработки пластов средней мощности. Этот комбайн может поставляться в двух вариантах установленной мощности 750 кВт или 850 кВт и обеспечивает надежную добычу с производительностью до 1600 т/час.

В дальнейшем, для увеличения производительности при добыче угля будет разработано семейство очистных комбайнов для малых и больших пластов с большей установленной мощностью. Для отработки тонких пластов предусматривается разработка очистного комбайна К810Ю, а для отработки мощных пластов – линейный ряд комбайнов К1200Ю. Основным изделием очистных комплексов являются крепи механизированные.

На тендерах, проводимых с целью определения выбора поставщика таких крепей, угледобывающими компаниями было отмечено, что механизированные крепи ЮМЗ являются одними из лучших благодаря своей конструкции и полному обеспечению требований безопасного ведения очистных работ.

Одним из перспективных направлений поставки оборудования является изготовление и поставка оборудования для проведения подготовительных выработок – для проходки штреков. В настоящее время на Юргинском машиностроительном заводе серийно изготавливаются проходческие комбайны КПЮ-50 среднего класса, и конструкторы приступили к разработке проходческих комплексов, оснащенных современными комбайнами КПЮ-100 и КПЮ-120 тяжелого класса, предназначенных для проведения высокоскоростной, безопасной проходки штреков в тяжелых горно-геологических условиях. Для уменьшения непроизводительных затрат на угольных предприятиях по доставке горнорабочих до очистных забоев, находящихся на большом удалении от районов спуска в шахту, необходимо было обеспечить изготовление и поставку угледобывающим компаниям высокоскоростных и высокоманевренных транспортных машин. Конструкторы ОКБ разработали проект доставочной машины с дизельным приводом  НДМ1, предназначенной для перевозки бригад до выемочных участков. Данные доставочные машины могут поставляться на угольные предприятия в вариантах: для перевозки людей, для перевозки сыпучих грузов и для подъема и перевозки малогабаритных грузов.

Для увеличения производительности труда шахтёров при проведении добычи угля необходимо  увеличить скорость крепления выработки, и конструкторы планируют приступить к проектированию крепи механизированной с шагом установки секций два метра.

Все новые разработки создаются при участии конструкторов бюро электротехнического оборудования  и специалистов бюро инженерных расчетов, от которых напрямую зависит технический уровень изделий.

Конструкторы КБ разовых заказов и стандартных изделий совместно с конструкторскими бюро ОКБ работают как над созданием новых образцов техники, так и разрабатывают чертежи на ремонтные заказы.

Ежегодно на протяжении последних пяти лет ОКБ передает заводу по 8-9 крупных проектов разработанных изделий для освоения в производстве.

Задачи подразделения при создании новых образцов состоят в том, чтобы эта продукция была конкурентоспособной, была технологичной и экономичной в изготовлении и востребованной у покупателей. Успех поставленных задач зависит от профессионализма конструкторов и технических средств для их выполнения. Все специалисты ОКБ обеспечены компьютеризованными рабочими местами с установленными программами «AutoCAD», «КОМПАС-3D» и «SolidWorks» со встроенными инструментами автоматизации расчетов и библиотечными элементами. Эти программы позволяют создавать твердотельные модели трехмерного проектирования, дают возможность обратного проектирования от сборки к детали и автоматизированного оформления конструкторской документации, что значительно сокращает время разработок. Повышения качества в работе конструкторы-расчетчики добились, применяя для расчетов метод конечных элементов (МКЭ) с использованием программ ANSYS и SolidWorks Simulation.

Конструкторский труд всегда был и остается трудом коллективным. А сила коллектива в его людях. Это целеустремленные, самоотверженные работники с чувством долга и ответственности за порученное дело. Обладая творческим мышлением и творческой активностью, высококвалифицированные специалисты: В.Г. Предеин, В.Г. Каримов, В.А. Игнатов, Ю.А. Бахчеев, Ю.В. Золотарев, В.П. Шипенков, А.В. Макаров, И.Р. Измайлов, Б.А. Соловьев, А.В. Юшкин, Д.Н. Старцев, С.И. Козлов, Л.Н. Швед, П.Г. Хайлов, С.П. Гуленко, Г.Г. Шакун, В.Д. Яровой, С.Л. Хайлова, А.В. Бойченко, А.Ю. Лавров, А.Б. Афанасьев, А.Н. Грязных, В.А. Лукьяненко, М.В. Белкина, С.А. Дмитриев, Е.Г. Терещенкова, Л.Ю. Шкляр и др.  успешно решают задачи любой сложности. Многие из них, имея стаж проектно-конструкторской деятельности более 30 лет, и  специалисты, вышедшие на заслуженный отдых: Ю.В. Нюхтиков, В.И Косовец, Л.А. Печень,  Н.А. Попиральчик, В.Г. Ковчунов, Л.Е. Поломошнов, М.А. Цыпышев, Н.И. Маховиков, Л.Д. Колесникова, А.И. Бадулин, Е.Н. Котенев, В.Г. Рачилин, С.П. Мусинов, С.И. Панин - воспитали не одно поколение молодых конструкторов, передавая свой опыт в проектировании, умение выявлять ключевые проблемы и находить прорывные решения при совершенствовании изделий. В ОКБ подготовлена достойная смена: Р.С. Осипов, С.О. Дайнеко, К.И. Быков, С.В. Артемчик, С.Н. Юдэ, И.Н. Урусов, А.В. Болохнина, А.Ю. Андреев, Н.Ю. Бибик, Д.В. Кохно, А.Е. Довыденко, Р.М. Жалеев, Е.Ю. Авхимович, С.А. Казанин, В.А. Кудрин, А.А. Тихомиров, Е.А. Якуб, Е.С. Овчинников, О.А. Воротникова, К.Ю. Михайлюк, М.А. Кондрикова, С.А Михайлюк, Е.С. Овчинникова, И.Л. Омельченко, А.С. Никитин, О.В.Суханова.

Самыми активными соискателями заводского конкурса «Инновации и изобретения» являлись конструкторы ОКБ и ежегодно завоевывали Дипломы первой степени. Также в заводских летних и зимних спартакиадах команда ОКБ на протяжении последних десяти лет  и в составе команды службы Главного инженера занимала только призовые места.

Высокий технический уровень создаваемых конструкторами изделий неоднократно отмечен золотыми медалями и дипломами всероссийских и международных выставок. С 2008г. более 30 наград получил Юргинский машзавод на выставках в Кемерово и Новокузнецке, Донецке и Москве за разработку и внедрение новой современной техники. Это успешный результат работы, как Особого конструкторского бюро, так и всего коллектива предприятия.

Самая высокая награда для конструкторов ОКБ – участие в великих трудовых делах по проектированию и выпуску техники общепромышленного, сельскохозяйственного назначения и сложнейших образцов для оборонного комплекса страны, обеспечивших в 20-ом столетии паритет сил между Россией и Америкой.

В любых условиях Особое конструкторское бюро было и остается передовым и работоспособным производственным подразделением  завода.

В преддверие 75-летия Отдела Главного конструктора и 60-летия реорганизации Отдела главного конструктора в Особое конструкторское бюро выражаю благодарность ветеранам ОКБ, которые отдавали все свои силы, знания и опыт развитию и становлению коллектива ОКБ.

Особые слова благодарности конструкторам ОКБ за труд, за верность профессии!

И в дальнейшем успешно развивайте традиции старших поколений.

Поздравляю всех с Юбилейными датами!

Здоровья, благополучия, мира, добра вам и вашим близким!

 

Автор статьи:  Начальник КБ разовых заказов и стандартных изделий Особого конструкторского бюро  -  А.И. Шаблина

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Закажите обратный звонок

×
Вход/Регистрация
Войти
×